Наши новости

На острие борьбы за мирное небо

24.09.2021

Воздушно-космическая оборона России, обладающая непревзойдёнными характеристиками, обеспечит условия для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору.

Объявив несколько лет назад околоземное пространство новым полем боевых действий, Соединённые Штаты Америки предпринимают огромные усилия по насыщению его всевозможным оружием и обеспечению военного превосходства в нём. Это не может не учитывать наша страна, и поэтому она, категорически выступая против милитаризации космоса, вынуждена повышать свою готовность парировать угрозы, исходящие из околоземного пространства.
О том, что делается в этой области, «Красной звезде» рассказывает генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» Ян НОВИКОВ.

– Ян Валентинович, при решении вопросов межгосударственных отношений некоторые страны в обеспечении национальных интересов в критически важных для себя и своих союзников районах мира делают ставку на силу. Как вы считаете, какие основные особенности будут характерны для военных конфликтов в ближайшей перспективе?

– Анализ взглядов военно-политического руководства сильнейших держав мира на характер вооружённой борьбы в ближайшем будущем позволяет сделать вывод об основных тенденциях развития боевых конфликтов в XXI веке, и одна из таких тенденций – расширение пространственного размаха боевых действий. Боевые действия будут вестись везде: на земле, на воде, под водой, в воздухе, в космосе. Сейчас, а тем более в перспективе, боевые действия даже локального масштаба немыслимы без использования космических и авиационных систем разведки, связи и навигации.
Вторая тенденция – это рост интенсивности боевых действий в воздушно-космической сфере. Сразу оговорюсь, что договор по космосу 1967 года (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, по состоянию на 2020 год подписан 133 государствами. – Ред.) запрещает размещать в околоземном пространстве любые виды оружия массового уничтожения, и дальше речь пойдёт только о так называемых обычных вооружениях. Что касается современных военных операций, то в них успех может быть обеспечен результатами согласованных боевых действий в различных сферах. Но определяющим влиянием будут обладать именно удары из воздушно-космической сферы.
К их преимуществам я бы отнёс:
– высокую оперативность применения, если раньше от принятия решения о нанесении боевого удара до его фактического исполнения проходили дни и недели, то сейчас это часы или даже минуты;
– относительно малую уязвимость целей, работу с их аэродинамическими возможностями и с радиопоглощающим покрытием; существует много методов, чтобы сделать цели малозаметными и более сложными для перехвата;
– возможность расширения диапазона высот и скоростей боевого применения средств воздушно-космического нападения (СВКН);
– одновременное применение СВКН разных типов, от боевых блоков и гиперзвуковых ударных средств до разведывательно-ударных групп мини-БпЛА;
– возможность атаки совокупности разнотипных объектов в течение десятков минут после их старта.
Одним словом, боевые действия в военных конфликтах уже в ближайшей перспективе будут представлять собой борьбу передовых технологий при доминирующей роли средств воздушно-космического нападения, противовоздушной и противоракетной обороны.

– Учитывая, что США негласно объявили космос новым потенциальным театром военных действий, нетрудно предположить, что они создают соответствующие средства нападения…

– Ни для кого уже не секрет, что в США модернизируется и разрабатывается целый спектр средств, которые должны позволить им наносить быстрые точечные удары по любым типам целей в любой точке мира. Наиболее перспективными из них следует считать межсредные космические аппараты, гиперзвуковые крылатые ракеты и планирующие головные части.
Если говорить о воздушно-космических средствах, то это прежде всего орбитальные беспилотные аппараты Х-37. Они не только обладают возможностью длительного нахождения в космосе, но и могут оперативно менять орбиты, а также выполнять ряд специальных функций. В 2010 году был запущен первый такой аппарат, на сегодняшний день их уже несколько. Официально заявлялось, что эти аппараты были созданы для различных научных целей и разведки. Но мы понимаем, что они могут выполнять функции носителей ядерных боеголовок. США планируют дальнейшее увеличение количества таких аппаратов в космосе. Это серьёзный вызов.
По нашему мнению, в настоящее время на основе экспериментов с этими беспилотными аппаратами отрабатываются технологии создания многоразовых ударных воздушно-космических систем, которые должны обеспечить оперативность действий и широкий спектр возможностей при снижении стоимости эксплуатации.
Перспективные многоразовые космические аппараты, запускаемые ракетой-носителем, потенциально смогут обеспечивать гибкое решение боевых задач: от обеспечения космической разведки и контроля космического пространства до нанесения неожиданных (скрытных и молниеносных) ударов по приоритетным наземным целям.
Исключительно важное значение уже сегодня имеют крылатые ракеты, обладающие высокой точностью и повышенной дальностью, которые США сознательно вывели из процесса ограничения вооружений ещё в 80-е годы прошлого века. Это тысячи ракет различного базирования, способных наносить высокоточные удары скоординированно с разных стратегических направлений.
Учитывая динамику количественного и качественного изменения запасов крылатых ракет, с большой долей вероятности можно прогнозировать значительное (в разы) увеличение масштаба применения крылатых ракет в будущих вооружённых конфликтах.
Ещё одно перспективное средство вооружённой борьбы – беспилотные летательные аппараты, которые серьёзно осложняют противовоздушную оборону. Их возможности и технологический облик с момента появления претерпели существенную трансформацию. Если первоначально такие аппараты выполняли только разведывательные задачи, то сегодня дроны получили ударные функции. Они вооружены высокоточными ракетами и бомбами, малозаметны, обладают большим ресурсом расстояния – некоторые способны более суток находиться в воздухе и нести большую полезную нагрузку, имеют «в активе» широкий арсенал авиационных средств поражения. Наконец, эти средства способны работать в так называемых условиях роя, то есть действовать группой. Всё это создаёт гораздо большее давление на систему противовоздушной обороны, чем аналогичная группировка пилотируемых средств.
В ближайшей перспективе на базе этих средств возможно появление системы, которая будет эффективно выполнять широкий спектр боевых задач XXI века, включая подавление систем ПВО, радиоэлектронную борьбу, удары по точечным целям, разведку и наблюдение.

– Эти обстоятельства выдвигают новые требования к перспективным системам и средствам воздушно-космической обороны России?

– Развитие средств воздушно-космического нападения требует адекватных мер, позволяющих не только поддерживать паритет, но и постоянно наращивать боевые возможности существующих систем противовоздушной и противоракетной обороны по борьбе с современными и перспективными средствами воздушно-космического нападения.
Среди основных направлений развития технической основы системы воздушно-космической обороны России важно отметить разработку радиолокационных, оптико-электронных и радиотехнических средств космического, воздушного, наземного и морского базирования на современной технологической базе и их интеграцию в единую информационно-разведывательную систему для достижения «положительного информационного баланса» над противником. Не менее важное направление – создание распределённой системы поддержки принятия решений на всех уровнях управления воздушно-космической обороной. Эта система необходима для обеспечения выбора наиболее рациональных вариантов организации воздушно-космической обороны на всех этапах планирования, подготовки и ведения боевых действий.
Идёт и разработка нового поколения средств функционального подавления и поражения с реализацией унифицированного интерфейса, взаимодействующих между собой. Их задача – борьба с перспективными средствами воздушно-космического нападения наземного, надводного, воздушного и космического базирования.
Особое значение придаётся совершенствованию средств разведки и предупреждения для обеспечения гарантированного и своевременного обнаружения факта нападения. Одновременно совершенствуются средства огневого поражения и функционального подавления.
Всё это должно стать важным дополнительным элементом системы стратегического сдерживания. Именно на систему воздушно-космической обороны ложится основная часть задач по сохранению потенциала «гарантированного возмездия», позволяющего реализовать ответные действия на уровне неприемлемого ущерба для государств-агрессоров независимо от их потенциальных боевых возможностей.
Для более эффективного противостояния всему спектру существующих и перспективных угроз из воздушно-космической сферы необходима эшелонированная система воздушно-космической обороны. При такой системе сначала вступает в борьбу «дальняя рука» (цели – авиационные командные пункты, другие дорогостоящие и значимые элементы управления боем), далее – средний и ближний эшелоны защиты. Такая система позволяет поражать все типы современных средств воздушного нападения, включая высокоточное оружие и группы ударных беспилотных летательных аппаратов, во всём диапазоне высот и скоростей их боевого применения с учётом критерия «эффективность – стоимость».

– Какими силами и средствами «Алмаз – Антей» решает задачу создания технической основы системы воздушно-космической обороны России?

– Концерн ВКО «Алмаз – Антей» является одним из ведущих вертикально интегрированных холдингов отечественного оборонно-промышленного комплекса, объединяющим десятки дочерних и зависимых обществ. Концерн покрывает практически 90 процентов от общего объёма отечественных разработок и производства зенитных ракетных систем и комплексов, профильных автоматизированных систем управления, средств управления воздушным движением. Мы являемся разработчиками и создателями основных элементов системы воздушно-космической обороны страны. По оценкам зарубежных экспертов, в том числе западных, мы стабильно входим в первую двадцатку мировых лидеров по производству оружия.
Особое внимание уделяем работе над системой предупреждения о ракетном нападении, задачей которой является обнаружение во всех точках земного шара стартов стратегических баллистических ракет и массовых стартов ракет неядерного свойства. Средства системы предупреждения о ракетном нападении, разрабатываемые и производимые концерном, представлены космическим и наземным эшелонами.
Кроме того, концерн производит широкую номенклатуру многофункциональных радиолокационных комплексов, сопрягаемых со средствами автоматизированного управления различных командных пунктов. Они обеспечивают создание дежурного и боевого радиолокационных полей, обнаружение и сопровождение воздушных объектов различных классов (в том числе баллистических и гиперзвуковых, а также малоразмерных и малозаметных), пеленгацию источников излучения радиопомех, распознавание классов обнаруженных объектов и определение их государственной принадлежности, обмен радиолокационной информацией с комплексами средств автоматизации, выдачу радиолокационной информации потребителям (как в составе автоматизированных группировок противовоздушной и противоракетной обороны, так и при автономной работе).
Огневые средства зенитных ракетных систем и комплексов способны уничтожать все типы современных и перспективных пилотируемых самолётов и беспилотных аппаратов тактической, палубной и стратегической авиации (в том числе выполненных с применением технологии «стелс»), баллистических, аэробаллистических и крылатых ракет, самолётов радиолокационного дозора и наведения, воздушных элементов разведывательно-ударных комплексов и барражирующих постановщиков помех. С учётом бурного развития технологий гиперзвуковых летательных аппаратов в концерне выполняется комплекс работ по существенному расширению возможностей зенитных ракетных систем при отражении ударов нового гиперзвукового оружия.
Среди современных образцов вооружения воздушно-космической обороны России, созданных на предприятиях концерна, представлена практически вся линейка зенитных ракетных комплексов и систем различного назначения. От комплексов ближнего действия и малой дальности до систем и комплексов средней дальности и дальнего действия.
Традиционно средства ВКО разделены на три части: Сухопутные войска, Военно-Морской Флот, объектовые средства противовоздушной обороны. Средства Сухопутных войск разделены на малую дальность («Тор»), среднюю дальность («Бук») и большую дальность С-300В4. Объектовые средства – это всем известные С-400, а также недавно принятый на вооружение Минобороны России «Витязь».
Что касается ВМФ, то за последние три года мы поставили целый ряд новейших систем и комплексов: «Полимент-Редут», «Редут», «Штиль-1». Выполняем основной объём работ по созданию, производству и обеспечению эксплуатации зенитного ракетного вооружения противовоздушной/противоракетной обороны кораблей и береговых частей Военно-Морского Флота. Наши комплексы ПВО/ПРО обеспечивают достаточно эффективную защиту кораблей ВМФ от современных и перспективных средств воздушно-космического нападения на среднесрочную перспективу.

– Концерн не только создаёт новые вооружения, но и, по-видимому, сам постоянно развивается?

– Разработка и производство современных и перспективных средств воздушно-космической обороны требует от нас постоянного расширения возможностей производственного потенциала. В этом направлении мы работаем не только над переоснащением имеющихся предприятий, но и строим с нуля производства с новейшим высокотехнологичным оборудованием. За последние годы модернизированы производства практически всех предприятий холдинга. Концерном созданы целые производственные кластеры в Кирове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге.
Построенный концерном в Санкт-Петербурге Северо-Западный региональный центр – уникальный проект, стартовавший в 2010 году. На одной территории в рамках научно-производственного технопарка были собраны все предприятия концерна, находящиеся в городе на Неве: АО «Обуховский завод», АО «Завод радиотехнического оборудования», АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», АО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», АО «Российский институт радионавигации и времени», АО «Завод «Навигатор». Объём инвестиций в проект составил 54 миллиарда рублей, в том числе 25 миллиардов рублей – на техническое перевооружение.
Строительство же концерном новых производственных кластеров в Кирове и Нижнем Новгороде не имеет аналогов в новейшей истории: в нашей стране высокотехнологичные предприятия такого масштаба и оснащённости спроектированы и построены впервые за постсоветское время, причём от начала строительства до запуска производства в обоих случаях потребовалось всего около пяти лет. В их создание концерн инвестировал свыше 73 миллиардов рублей.
«Алмаз – Антей» стал первым – и пока единственным – холдингом в отрасли, который вошёл с крупным проектом на полуостров Крым. В 2016 году мы приняли решение о строительстве в городе Севастополе регионального Центра сервисного обслуживания Южного региона России, которое осуществлялось в два этапа. Первый этап – строительство и ввод в эксплуатацию производственно-технической базы для оперативного восстановления и ремонта всех типов зенитных ракетных комплексов и систем, радиолокационных станций и автоматизированных систем управления для нужд Воздушно-космических сил, ПВО Сухопутных войск и ПВО Военно-Морского Флота, обслуживания вооружений, военной и специальной техники кораблей и судов Черноморского флота, других работ. Второй этап – создание инновационно-технического центра для ремонта и электромонтажа радиоэлектронной аппаратуры, лаборатории неразрушающего контроля, мобильного сервисного центра «РЕДИКОМ» для выполнения ремонта и диагностики ВВСТ ПВО, центров развития инновационных технологий и других объектов.
В интересах развития Крыма и Севастополя всё шире применяются диверсификационные возможности предприятий концерна: цифровое телевидение, радиолокация, высокоточное позиционирование, охрана воздушного пространства, аэронавигационное оснащение. Оснащаем аэродром совместного базирования Бельбек, закончили работы по особому центру Единой системы организации воздушного движения в Крыму. Такие же особые центры были созданы в Петропавловске-Камчатском и Калининграде плюс десять укрупнённых центров по всей России. Программа укрупнения центров организации воздушного движения (ОрВД) уже практически выполнена. В целом переоснащение оборудованием ОрВД произошло более чем на 200 аэродромах.
Однако главным нашим приоритетом и главной движущей силой являются люди. Сегодня в Концерне «Алмаз – Антей» работают более 130 тысяч человек, больше половины из них имеют высшее образование, свыше 1000 работников – учёные степени. Средний возраст работников предприятий Концерна «Алмаз – Антей» на сегодня меньше 45 лет (в 2002 году – 48,2 года), а средняя заработная плата на предприятиях концерна со дня образования холдинга выросла почти в 14 раз (с 4636 рублей в 2002 году до 63 951 рубля в 2020-м.

– Насколько велико наше преимущество перед ближайшими зарубежными конкурентами в передовых разработках и в сфере противовоздушной и противоракетной обороны?
– В 1990-е годы было сложно всей стране. Оборонка, машиностроение – все буквально боролись за выживание. Сегодня ситуация изменилась кардинально: за последнюю четверть века в области противовоздушной обороны мы вырвались вперёд и ныне являемся признанными лидерами в этой сфере. Если говорить о противоракетной обороне, в некоторых моментах мы идём «нос в нос» с зарубежными конкурентами, в некоторых – опережаем.

– Чем отличается конверсия военных технологий, которая была в 1990-х, от сегодняшней диверсификации?
– Конверсия 1990-х годов была абсолютно не организована с точки зрения государственного регулирования. В нынешней же ситуации задача по диверсификации производства предприятиями ОПК поставлена Президентом России. Есть чёткие и понятные критерии, определены направления развития. Мы в рамках этой задачи вошли сразу в несколько высокотехнологичных сфер: ТЭК, медицина, связь, транспорт, промышленное производство, ЖКХ.

– Планируете ли дальнейшие инвестиции в развитие новых производств?

– С 2002 года концерн инвестировал в создание новых производств и переоснащение своих предприятий почти 550 миллиардов рублей, из которых 378 миллиардов рублей – собственные средства. В этом направлении нами проделан огромный объём работы, и в дальнейшем мы, конечно же, продолжим инвестировать в создание новых производственных площадок, обновлять производственный парк наших предприятий. В противном случае мы не только перестанем задавать тренды на мировых рынках, но и можем переместиться из разряда лидеров в разряд догоняющих.
Этот тезис не имеет ни малейшего отношения к той гонке вооружений, которая нанесла серьёзнейший удар по экономике нашей страны в ХХ веке. Скорее, речь идёт о гонке технологий, о новом технологическом укладе. О современных тенденциях развития, когда необходимо всё быстрее бежать вперёд, чтобы не оставаться на месте. Это касается любого из направлений нашей деятельности, в том числе и продукции гражданского назначения, работ по диверсификации.

Возврат к списку